Как личные письменные практики связаны с коллективными? 

Что бы с нами ни происходило, мы можем быть уверены, что такое случалось не только с нами. Говоря о себе "я та, у кого в жизни было вот такое", мы можем заменить "та" на "одна из тех", и это будет верно и справедливо.
 

Когда мы занимаемся письменными практиками для себя, мы делаем это, в частности, для того, чтобы вернуть себе голос, которого нас лишили притеснение и замалчивание в разных формах. Когда мы выражаем свой опыт,  о котором нам запрещали говорить под угрозой неприятных последствий (в том числе, о котором нам запрещал говорить наш внутренний цензор), и когда мы делаем свои истории доступными другим, — другие люди, тоже страдающие от последствий притеснения и "затыкания рта", получают свободу.

Наша история становится ключом от замка их тюрьмы.

 

Выходя за пределы личных письменных практик к коллективным письменным практикам, мы получаем возможность создания сообществ, объединения людей на основе общих обстоятельств, общего опыта и общей заботы (не только в смысле озабоченности, волнения и тревоги, но и в смысле бережного поддерживающего отношения друг к другу).

 

Свидетельствование несправедливости и насилию, свидетельствование своему и чужому страданию — шаг к противостоянию насилию, пренебрежению и жестокости, шаг, помогающий защитить других и помочь им обрести силы и способы защитить себя.
 

Блоги, статьи в периодических изданиях, опубликованные автобиографические повести и книги — все это очень важно. Любое публичное письмо связано для нас как авторов с массой переживаний. И личные письменные практики служат важной и необходимой подготовкой для выхода на публикацию, позволяют осмыслить, что все это значит для нас и как нам поддержать себя, когда мы наконец решаемся говорить о сложном, страшном и иногда — стыдном.
 

В нарративной работе с сообществами существует несколько приемов так называемых коллективных письменных практик, в том числе удостоверения идентичности сообщества, коллективная линия времени и живые / растущие документы. Это способы вернуть авторство не только отдельному человеку, но сообществу, группе, убрав статусные отношения внутри группы. Тем самым создается ощущение социальной общности, совместно проходящей испытания — то, что Виктор Тернер называл термином "коммунитас".

 

Именно такие общности помогают переживать потрясения и масштабные жизненные перемены, и в итоге служить изменениям в обществе. 

 

Свидетельствование несправедливости и насилию, свидетельствование своему и чужому страданию — шаг к противостоянию насилию, пренебрежению и жестокости

Читать далее:

Какие бывают письменные практики?

В чем специфика письменных практик?

Как нарративный подход реализуется в письменных практиках?

Попробовать